Система распределенных ситуационных центров

Конференция «Система распределенных ситуационных центров»
Архив конференции за 2012 год

Интеллектуальная доминанта распределенной сети ситуационных центров
 
 
 

Продолжением разговора о состоянии и перспективах развития российских ситуационных центров, начатого год назад по инициативе журнала «Connect! Мир связи», стала вторая конференция «Ситуационные центры: фокус кросс-отраслевых интересов». Тематика пленарного заседания и отраслевых секций форума была значительно расширена по сравнению с минувшим годом. С докладами, посвященными концептуальным вопросам развития ситуационных центров, задачам и конкретным реализациям, выступили руководители ФСО России, Росфинмониторинга, ФСБ, МЧС, МВД, Минэнерго, Ространснадзора, Счетной палаты РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, представители региональных органов власти, научно-исследовательских институтов и вузов – Института проблем информатики РАН, РАНХ и ГС при Президенте РФ, КубГТУ и др. О функционировании и перспективах развития своих ситуационных центров рассказали практики из целого ряда компаний транспортного сектора и энергетической отрасли (ФСК ЕЭС, СО ЕЭС, «РусГидро», холдинга МРСК, РЖД, аэропорта Шереметьево и др.). Технические решения для ситуационных центров представили ряд ведущих вендоров и системных интеграторов. Почти 300 делегатов приняли участие в работе конференции. Прозвучавшие с трибуны форума доклады, состоявшиеся дискуссии свидетельствуют о том, что в сфере развития СЦ наметился ряд новых тенденций, а задачи, решаемые разработчиками соответствующих решений, постоянно корректируются и усложняются.


Регламент взаимодействия в координатах 80 на 20


Пленарное заседание конференции по ключевым вопросам создания СЦ и использования их возможностей в различных отраслях и сферах деятельности проводил заместитель начальника Управления информационных систем спецсвязи ФСО России профессор Николай Иванович Ильин. Открывая заседание, он отметил преимущество ситуационного центра перед традиционными системами автоматизации. Оно состоит в том, что в процессе оперативного совещания обеспечивается возможность анализа последствий принимаемых в режиме реального времени управленческих решений. В России создается трехуровневая система распределенных СЦ органов государственной власти. На первом ее уровне – ситуационные центры Президента и Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Совета безопасности РФ. Второй уровень системы составляют СЦ полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, руководителей министерств и ведомств. К третьему уровню относятся СЦ глав субъектов РФ и муниципальных образований, корпораций и крупных предприятий.
С ключевым докладом, посвященным принципам государственного подхода к развитию в России распределенной сети ситуационных центров органов государственной власти РФ, выступил заместитель директора ФСО России – руководитель Службы специальной связи и информации ФСО России Алексей Геннадьевич Миронов. Предваряя свой доклад, он поделился впечатлениями о решениях, которые демонстрировались на выставке, развернутой в дни работы конференции. По его мнению, сегодня осуществляется переход к интеллектуальному использованию возможностей СЦ как следующей ступени их развития, что способствует увеличению эффективности вырабатываемых на их основе решений и, следовательно, повышению уровня государственного управления. 
В докладе г-н Миронов подчеркнул, что ядром создаваемой в России системы распределенных ситуационных центров федеральных органов исполнительной власти является СЦ Президента РФ. Среди наиболее актуальных задач он выделил интеграцию СЦ, реализацию дополнительных телекоммуникационных возможностей по мере ввода в эксплуатацию мультисервисной сети федеральных органов власти. В настоящее время разрабатывается межведомственная концепция создания распределенной системы СЦ, работающих по единому регламенту взаимодействия. Особая роль отводится применению типовых информационно-аналитических решений, реализующих базовый набор функциональных задач, внедрению технологии интеллектуальной обработки информации на основе портальных решений. При создании центра управления и координации системы распределенных СЦ большое значение придается обеспечению контроля на основе специальных индикаторов. 
Среди других направлений развития данной системы г-н Миронов выделил: формирование единого территориально распределенного фонда разнородной информации (текстовой, статистической, социологической, экспертно-аналитической, правовой, справочной); унифицированных средств сбора, накопления, верификации, хранения и обмена данными; разработку типовых решений, реализующих базовые технологии аналитической обработки и представления информации; развитие технологий визуализации с помощью средств виртуальной реальности и интерактивных систем, обеспечивающих представление ситуации в виде пространственной модели; обеспечение программно-технической и информационно-технологической совместимости СЦ на основе создания единой транспортной сети; развитие мобильных компонентов и системы видеоконференцсвязи. 
В обеспечении комплексного анализа состояния основных сфер деятельности на базе ситуационного анализа проблем и информационной поддержки принятия управленческих решений заключается важнейшая функция СЦ. Характеризуя этапы развития СЦ, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Александр Михайлович Спиридонов акцентировал внимание на проблеме обработки поступающей в СЦ информации по заданным алгоритмам. СЦ должны функционировать в едином информационном пространстве, не только предлагать информационную модель той или иной ситуации, но и прогнозировать ее развитие. Большие трудности вызывает подбор аналитиков для СЦ – особой категории специалистов, которые должны иметь врожденные способности к обработке больших объемов информации. Предстоит также сделать расчет требуемого количества таких специалистов и предложить критерии их подбора. 
Выступление первого заместителя начальника управления Центра ФСБ России Виктора Евдокимовича Гаврилова было посвящено сложным проблемам защиты информации при создании распределенной системы СЦ, обусловленным, в частности, различиями в моделях угроз и нарушителей, целями защиты информации, многообразием криптографических средств, гетерогенной средой распределенной системы СЦ, разными категориями сегментов этой системы по степени конфиденциальности. Универсальных решений перечисленных проблем нет в мировой практике, необходимо предлагать специализированные решения. При этом решать задачу организации взаимодействия СЦ следует поэтапно. По мнению Виктора Гаврилова, на начальном этапе можно ограничиться пополнением информационных ресурсов СЦ с использованием электронной почты или в режиме реального времени через однонаправленные шлюзы. 
В органах государственной власти создано уже более 30 СЦ. В качестве основных тенденций их дальнейшего развития замдиректора ИПИ РАН по научной работе профессор Александр Алексеевич Зацаринный выделил переход от создания единичных уникальных центров к системам СЦ на основе использования типовых системотехнических и программно-аппаратных решений, а также повышение роли принципа первого руководителя, отвечающего, в частности, за обеспечение эффективного применения СЦ. Этот принцип доминирует в ряду организационных принципов системного подхода к созданию современных СЦ и, как показывает практика, является определяющим при выборе основных системотехнических и проектных решений при создании СЦ.
Представляя очередного докладчика, профессор Николай Ильин призвал выступающих заострить внимание на вопросах методологии создания сети СЦ – сложных наукоемких объектов, помогающих синтезировать альтернативные решения, организовывать в единой системе координат работу лиц, ответственных за принятие решений. Он напомнил, что, по мнению экспертов, 80% ресурсов современного СЦ приходится на интеллектуальную компоненту и только 20% – на аппаратную. 
Логическим продолжением этих идей стало выступление генерального директора компании Polymedia Елены Владимировны Новиковой, которая сделала акцент на методологии многокритериального проектирования СЦ и управления этим процессом. Предложенная система проектирования включает в себя критерии информации, технологии и эргономики. Интегральный коэффициент качества СЦ рассчитывается таким образом, чтобы в условиях ограниченного финансирования получить сбалансированные конфигурации. Для управления процессом создания СЦ компанией разработана специальная процедура сетевого планирования.
О соотношении «80 на 20» шла речь и в докладе директора Института информационных технологий и безопасности КубГТУ Владимира Сергеевича Симанкова, подчеркнувшего ценность когнитивного интерфейса восприятия информации. По его мнению, из массива аккумулируемой информации важно выделить ту, от которой зависит качество решений (ее объем не превышает 20%). В этой связи не стоит недооценивать роль аналитики. В результате применения аналитических инструментов 80% обрабатываемой информации отсеивается, а 20% в структурированном виде поступает лицу, принимающему решения. 
Способам повышения эффективности систем подготовки и принятия управленческих решений в ситуационных центрах органов госуправления посвятил свой доклад профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ Николай Николаевич Демидов. Особенность применения таких систем заключается в замещении отдельных этапов процесса принятия решений информационными технологиями, сочетающими преимущества мышления и достижений в области методологии, моделирования, техники и т. п.
Доклад Александра Павловича Сучкова, ведущего научного сотрудника Института проблем информатики РАН, был посвящен различным подходам к ситуационному анализу потоков событий. В СЦ (точнее, в информационно-аналитической системе поддержки принятия решения – ИАСППР) можно выделить два уровня управления. На верхнем уровне решаются задачи, связанные с анализом массовых потоков событий в зоне ответственности федерального органа управления или крупной корпорации. Здесь применяются математические методы статистического анализа потоков событий. Они позволяют создавать динамические модели процессов (например, миграции или стихийных бедствий). На их основе можно выявлять тенденции и аномалии в потоках событий, а также прогнозировать развитие ситуации. На нижнем уровне управления принимаются решения относительно применения сил и средств в складывающейся обстановке в конкретный период времени (на основе указаний вышестоящих органов) и осуществляется дискретный анализ фактографических данных о конкретных элементах обстановки, что дает возможность анализировать взаимосвязи между элементами обстановки и их семантическими конфигурациями, в том числе выявлять неочевидные связи. Реализация обоих подходов базируется на формализации событийной информации в виде семантической сети и построении системы интегральных показателей. Сегодня тот и другой методы анализа проработаны и используются на практике, однако остается актуальным вопрос обучения специалистов. 
Строительство ситуационного центра – сложный комплексный проект. Каких следует выбирать исполнителей? Попытка ответа на этот вопрос содержалась в докладе Виктора Викторовича Долгова, сотрудника Управления информационных систем ФСО России. Идея состоит в том, чтобы проводить оценку организаций, участвующих в создании ситуационных центров, на основе модели компетенций. Методика такой оценки сейчас разрабатывается, составлен примерный список необходимых компетенций с указанием уровня их значимости. Среди них опыт работы, наличие лицензий и сертификатов, научно-технический потенциал организации, наличие/отсутствие благодарностей/замечаний от заказчиков и др. Работа еще не завершена, перечень компетенций будет уточняться. Предполагается, что подобная методика поможет более качественному отбору исполнителей проектов по созданию СЦ, а скорее всего, и других комплексных проектов. 


Практический настрой


Представляя концепцию развития информационно-коммуникационной инфраструктуры системы управления в кризисных ситуациях, заместитель начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС РФ по информационному и программному обеспечению Владимир Павлович Курочкин рассказал о приоритетных направлениях в области развития ниформационных систем в системе управления в кризисных ситуациях, в том числе применения ГИС-технологий, создание и развитие информационно-справочных систем (паспортов безопасности территорий), систем сбора и обработки данных, мониторинговых систем, информационно-расчетных комплексов прогноза ЧС, аналитических и экспертных систем. Большое значение придается созданию межведомственной площадки для обеспечения информационного взаимодействия органов управлений РСЧС, месту Системы 112 при взаимодействии ее с ситуационными центрами. Система 112 будет выполнять функции не только сбора информации, реагирования на ЧС, но и обеспечения контроля выполнения экстренными службами стоящих перед ними задач. В настоящее время система управления в кризисных ситуациях представлена пятиуровневой системой управления. Пользуясь присутствием в зале пленарного заседания представителей компаний-разработчиков, Владимир Курочкин сообщил о том, что имеется потребность в оснащении ситуационных залов системой отображения тематических данных на экранах коллективного пользования (т. е. все участники селекторного совещания ситуационных залов видят шесть информационных экранов докладчика), это на практике показало эффективность принятия оптимальных решений. Специально созданная рабочая группа готова рассмотреть возможные предложения. 
Около десяти лет ресурсы СЦ используются в работе подразделений Счетной палаты РФ. По словам начальника инспекции проектного аудита социально-экономического развития аппарата Счетной палаты РФ Николая Ивановича Нехорошкина, одна из актуальных задач – обеспечить с помощью СЦ сбор аудиторских доказательств того или иного факта на основе определенных критериев. Каждому из семи этапов работы в этом направлении соответствует свой инструментарий. Интеграция получаемых данных обеспечивается благодаря развитой системе выявления скрытых связей между объектами и субъектами. Остро ощущается нехватка специалистов в области проектного управления и ситуационного анализа. 
Об этой же проблеме сообщил в своем выступлении начальник отдела управления спецсвязи в Северо-Западном федеральном округе Герман Владимирович Потарев. В качестве основных направлений развития СЦ, рассчитанных на принятие решений на трех уровнях (полпреда, глав субъектов Федерации и руководителей муниципалитетов), докладчик назвал ведение единой базы данных с настройками для региональных СЦ, совершенствование методик оценки качества социологических исследований и предлагаемых технических заданий. 
Ситуационные центры должны стать консолидирующей и коммуникационной средой управления, ориентированного на результат, достижение поставленных целей. Об этом говорил в своем докладе заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Вячеслав Иванович Ерохин. Миграция к новой системе результативности, переход от финансового контроля к стратегическому – основные признаки управленческой революции и одновременно предпосылки повышения роли СЦ в госуправлении. Сегодня резко повышаются требования к качеству информации и методам управления, применяемому инструментарию. Одним из новых вызовов являются big data. Продуктивно использовать накопленную информацию можно только с помощью эффективных инструментов ее обработки, а для этого рабочее место аналитика должно быть оборудовано современными средствами сжатия и визуализации поступающих в СЦ данных. Среди других актуальных задач – проведение аудита соответствия системы госуправления задачам, решаемым органами госвласти, преодоление разобщенности органов госуправления, консолидация управленческих знаний, чему должны способствовать СЦ.
Одним из самых запомнившихся на пленарном заседании стал доклад начальника Управления связи и автоматизированного управления войсками Главного штаба ВВ МВД России Сергея Михайловича Ревина, убежденного в том, что крупные ситуационные залы с полированной мебелью, СЦ, начиненные дорогостоящим оборудованием, умирают, чтобы возродиться в новом качестве. Все чаще создаются мини-СЦ, возможности которых максимально отвечают запросам конкретного руководителя, при этом на первый план выходит требование удобства пользования их ресурсами. Очевидна тенденция оптимизации СЦ в системе органов госуправления. По мнению Сергея Ревина, не стоит недооценивать возможности функциональных мини-СЦ в корпоративной сети ситуационных центров, занимающих локальные ниши.
Михаил Юрьевич Порядин, директор по развитию информационных систем, систем телекоммуникаций и связи ГК «Олимпстрой», рассказал об информационных системах Группы компаний. На текущий момент в системе проектного управления ГК «Олимпстрой» используются система управления проектами «Спайдер Проджект», информационно-аналитический портал «Сочи 2014», система бюджетного планирования PlanDesigner & UPE, геоинформационная система с подсистемами визуализации 2D и 3D, система видеонаблюдения, система аэрофотосъемки. При проведении совещаний применяется система ВКС с подключением до 15 точек. В настоящее время информационные системы «Олимпстроя» работают внутри корпорации. После окончания Олимпийских игр они будут использоваться для контроля и мониторинга реализации проекта строительства железнодорожной линии Кызыл – Курагино. 


Обеспечение Hi-Tech


Эксперт по решениям SAP Сергей Игоревич Мень (компания SAP) представил концепцию создания программной среды для СЦ, особая роль в которой отводится ведению баз данных, интеграции разнородных источников информации, в том числе с применением мобильных устройств, преобразованию информации в знания, необходимые для принятия решений.
Комплексному системному подходу к созданию единого СЦ, предлагаемым на его базе сервисам, повышающим эффективность управления и взаимодействия государственных организаций, посвятил свое выступление технический директор дивизиона по работе с государственными организациями компании «Энвижн Груп» Тимур Рустемович Алиев. На основе имеющейся сетевой инфраструктуры можно развивать облачные сервисы в виде единых алгоритмов, создавать магазины аналитических приложений. 
Защищенную аппаратно-программную платформу для информационно-аналитических систем органов государственной власти на основе операционной системы специального назначения Astra Linux представил генеральный директор ОАО «НПО РусБИТех» Владислав Русланович Ляпин.
Директор по маркетингу компании «Совзонд» Светлана Владимировна Любимцева рассказала о возможностях СЦ, соответствующих растущим информационным потокам, и значении центров космических технологий. В докладе были представлены реализованные решения с применением космических и геоинформационных технологий для повышения эффективности управления в таких субъектах РФ, как Ненецкий автономный округ, Республика Бурятия, Иркутская область и др. 
Александр Вениаминович Садчихин, генеральный директор ООО «АР Технологические Исследования» («АР ТИ»), представил технические средства, которые разрабатываются компанией. Видеокубы и видеостены «АР ТИ» изготавливает на основе собственной патентованной технологии, называемой «Изображение без границ». Ее отличие от существующих на рынке разработок – отсутствие зазоров между модулями, а также сохранение плоскостности экранов при температурах от –10 до +50 °С. Используемые видеопроцессоры и ПО – также собственная разработка компании, поэтому они могут быть «заточены» под конфигурации систем, которые необходимы конкретным заказчикам. Комплексы производства «АР ТИ» создаются в соответствии с требованиями по защите информации, т. е. могут использоваться для работы с закрытой информацией. В докладе были приведены примеры реализации решений «АР ТИ» в ситуационных центрах, в том числе в Центре управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России.
Дмитрий Иванович Федоткин, руководитель департамента программных решений ИТЦ «СканЭкс», рассказал об особенностях разработки геопорталов как части СЦ. Современный геопортал – результат интеграции данных космической съемки с аналитическими системами, он позволяет концентрированно отображать разнообразную информацию в удобном для восприятия формате. Данные космической съемки можно получать разными способами: непосредственно со спутника, установив собственные станции приема; покупая по необходимости отдельные сцены; получая снимки как web-сервис. Выбор того или иного способа зависит от задач заказчика и его возможностей самостоятельно проводить обработку снимков. «СканЭкс» готов обеспечить заказчикам любой из вариантов. Недавно компания представила новое программное решение «Планета СКАНЭКС», предназначенное для создания тематических геопорталов и приложений. Решение позволяет визуализировать мозаичные покрытия и разнородную геопространственную информацию. На его базе построены первый российский картографический 3D геопортал maps.scanex.ru и российский сервис 3D-визуализации аэроспорта Airtribune.com. Система 3D-геомоделирования на базе решения «Планета СКАНЭКС» получила сертификат соответствия Министерства обороны РФ и планируется к использованию при построении ситуационных центров для подразделений министерства.
Олег Викторович Болгарчук, системный архитектор IBM в России и СНГ, сделал обзор решений корпорации для ситуационного управления в сфере общественной безопасности. Угрозы в этой области могут носить самый разный характер и иметь различное происхождение, данные поступают из разных систем и не всегда бывают полными и согласованными. Поэтому IBM рекомендует начинать работу с фильтрации, очистки и формирования единого хранилища достоверных данных. Затем можно приступать к анализу, для этого компания предлагает целый ряд технологий и инструментов. Среди них системы интеллектуального видеонаблюдения (которые позволяют реагировать на события в отличие от традиционных систем видеофиксации); системы для выявления сложных связей между событиями и прогнозирования/моделирования ситуации в разных областях; система адресного оповещения граждан с использованием сотовых сетей; система мониторинга объектов и процессов в реальном времени (IBM Real Time Asset Locator), а также интеллектуальные системы, обеспечивающие точный краткосрочный прогноз погоды. Это очень важный компонент, который позволяет уменьшать последствия наводнений в горных районах, – подобный проект был успешно реализован в Рио-де-Жанейро. Предусмотрены средства удобного представления информации с возможностью детализации или ретроспективного отслеживания интересующего пункта по выбору оператора, а также интегрированные системы связи, объединяющие разные технологии связи в едином интерфейсе. Несколько проектов с применением этих технологий реализованы за рубежом.


СЦ в системе ОГВ: точность, актуальность, достоверность


Интонацию живого обмена мнениями во время работы секции, посвященной ситуационным центрам в системе органов государственной власти, задал заместитель начальника Управления спецсвязи ФСО России Сергей Федорович Танков. В своем вступительном слове на правах ведущего он напомнил о любопытном законе: чем сложнее тема, тем меньше времени отводится для подготовки совещания. Разработка сценариев выездных совещаний с участием высшего руководства страны на основе мониторинга информации – одна из задач, стоящих перед сотрудниками Управления спецсвязи ФСО. Особое внимание уделяется сбору фактографической информации, напрямую влияющей на принятие взвешенных решений и повышение эффективности управления в целом. 
Комплексная система поддержки управления для ситуационно-аналитических центров стала темой доклада представителя компании «Энвижн Груп» Сергея Сергеевича Петренко. Для каждой потенциальной проблемы в СЦ можно заранее продумать последовательность возможных действий. С точки зрения лиц, принимающих решение, каждый сценарий имеет вид интерактивной визуально-ориентированной информационной модели актуальной проблемы. На экране СЦ можно одновременно показывать прошедшее, текущее и перспективное состояния объекта, демонстрировать прогноз ситуации. Важной особенностью сценарного подхода является возможность учета коллективного мнения специалистов в процессе обсуждения проблемы. К основным предпосылкам создания комплексной системы поддержки управления относятся большие объемы информации и нехватка структурированных данных, необходимость специальных знаний для работы с BI-системами, потребность в оперативном прогнозировании и моделировании.
О сценарном подходе как одном из инструментов повышения эффективности решения комплексных задач, связанных с анализом социально-экономического развития, на примере регионов Поволжья говорил в своем выступлении сотрудник СЦ аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Яковлевич Байдин. Важно отметить, что модели-сценарии заблаговременно готовятся экспертами – аналитиками по рассматриваемой проблеме и представляются в мультимедийном виде для визуализации на полиэкранах СЦ.
На вопросах создания системы поддержки принятия решений в области военно-технической политики заострил внимание представитель компании «НПО РусБИТех» Дмитрий Николаевич Баханович. Составляющими этой системы являются комплексы математических и эвристических методов и моделей, объединенных методикой формирования альтернативных управленческих решений, определения последствий их реализации и обоснования выбора наиболее приемлемого решения.
Качество работы СЦ во многом зависит от эффективности системы обработки и визуализации информации, сбор которой осуществляется сотнями разных способов в зависимости от предметной области. Но, как подчеркнул руководитель Центра разработки ПО группы компаний Polymedia Иван Сергеевич Вахмянин, для аналитической работы не имеет значения, какой путь проходит информация до поступления в СЦ, – важны ее точность, актуальность и достоверность. Эксперты Polymedia разработали информационную модель СЦ, методы описания информационных потоков и состояний СЦ, которые можно использовать при построении средств управления визуализацией информационных потоков.
Теме конвергенции новых информационно-телекоммуникационных технологий посвятила свое выступление начальник отдела межведомственного взаимодействия Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Татьяна Викторовна Голованова. За шесть лет работы Ситуационный центр Санкт-Петербурга стал площадкой для создания и внедрения новых ИТ в области управления в органах госвласти Северной столицы. Одним из результатов его успешного развития можно считать построение трехуровневой системы видеоконференцсвязи. В настоящее время в СЦ апробируется технология проведения мобильных видеотрансляций и мобильных сеансов видеоконференцсвязи, позволяющая оперативно передавать информацию из любой точки Санкт-Петербурга.
Компания «НЕОЛАНТ» разработала программный комплекс информационно-аналитической поддержки управления регионом «Аспект», основу которого составляют настраиваемые справочники показателей и объектов управления, используемые для формирования комплексных показателей, необходимых для индикативного анализа. Оценки строятся с помощью настраиваемых визуальных конструкторов. Гибкие инструменты настройки в web-интерфейсе обеспечивают легкий переход от комплексных показателей к первичным, из которых они складываются и которые позволяют установить причины изменения обстановки. О новых возможностях программного комплекса по управлению целевыми региональными программами и проектами капстроительства рассказала на конференции генеральный директор ЗАО «НЕОЛАНТ Запад» Наталья Валерьевна Резина.
Представляя опыт использования ГИС-технологий в ситуационном центре муниципального образования, начальник отдела информатизации Управления информатизации и связи Краснодарского края Максим Евгеньевич Федоров подчеркнул, что основной платформой агрегации и отображения в СЦ муниципального образования является геоинформационная система, используемая для решения задач оперативного управления городским хозяйством. Наполнение и актуализация базы данных по объектам невозможны без участия местных, региональных структур (государственных или частных), обеспечивающих сбор и ведение соответствующей информации. Заинтересованные службы могут стать не только поставщиками сведений, но и идеологами развития программного комплекса исходя из своей специализации, что положительно скажется на эффективности данного инструмента.
Центрам космических услуг как основному элементу ситуационных центров субъектов РФ посвятил свой доклад руководитель департамента «Центр космических услуг» ОАО «НПК «РЕКОД» Руслан Геннадьевич Ушаков.
Заключительный доклад на секции сделал начальник ситуационного центра Росгидромета, заместитель директора ФГБУ «Гидрометцентр России» Юрий Евгеньевич Варакин. Среди основных задач СЦ Росгидромета: оперативное взаимодействие с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, Центром управления в кризисных ситуациях Центрального федерального округа РФ, а при необходимости – с оперативными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти. Одна из главных задач оперативных дежурных СЦ Росгидромета: умение оперативно и качественно интегрировать и в дальнейшем анализировать поступающие в режиме онлайн информационные потоки различных метаданных (первичные метеоданные с наземной сети Росгидромета и стран ВМО, приземный анализ атмосферных фронтов, присылаемые от региональных и территориальных гидрометцентров РФ штормовые предупреждения об опасных явлениях погоды, аэрологические данные, спутниковые метеоданные с отечественных и зарубежных геостационарных ИСЗ, данные по обнаруженным природным пожарам на территории РФ на основе анализа низкоорбитальных ИСЗ, данные радиолокационного зондирования от наземной сети доплеровских метеорологических радиолокаторов. Все это является основой успешной разработки краткосрочных прогнозов погоды, выявления на ранней стадии опасных явлений погоды и своевременного оповещения потребителей различного уровня – от федеральных структур до местных органов власти. 


СЦ на службе ТЭК


На секции, посвященной ситуационным центрам, созданным в рамках предприятий топливно-энергетического комплекса страны, состоялось обсуждение концептуальных вопросов и были представлены конкретные технологии, используемые в СЦ ТЭК.
В частности, Юрий Николаевич Портянников, начальник оперативной службы – заместитель руководителя ФГАУ «САЦ Минэнерго», затронул вопрос развития САЦ в свете утверждения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основ стратегического планирования в Российской Федерации. Пока не ясно, как идеи стратегического планирования будут реализовываться применительно к работе ситуационных центров ТЭК. Отраслевые СЦ создавались по решению руководителей для выполнения конкретных задач в интересах конкретных организаций. Выход новых руководящих документов, возможно, потребует изменения существующих алгоритмов их работы, но чтобы понять, каких именно, нужно дождаться выхода методических рекомендаций ФСО по созданию системы распределенных СЦ РФ. 
Об информационных технологиях, применяемых в САЦ Минэнерго, подробно рассказал Александр Сергеевич Колмыков, начальник отдела автоматизации ФГАУ «САЦ Минэнерго». Один из последних проектов – создание программно-технического комплекса САЦ. В нем предусматриваются несколько блоков: единая система организационно-распорядительного документооборота на базе EMC Documentum для всех подразделений САЦ Минэнерго; модуль оперативно-дежурной службы, входящей в состав оперативной службы; информационно-аналитическая подсистема для экспертно-аналитической службы; геоинформационная система САЦ Минэнерго на базе программного продукта GeoMedia. 
В целях выполнения требований Стратегии национальной безопасности и обеспечения бесперебойного функционирования объектов электроэнергетики в ОАО «ФСК ЕЭС» было принято решение об организации ситуационно-аналитических центров в первую очередь в филиалах, расположенных в зоне регулярных неблагоприятных погодных явлений или зоне повышенных требований по надежности электроснабжения потребителей. Об этом рассказал Евгений Александрович Орфеев, заместитель руководителя Ситуационно-аналитического центра ОАО «ФСК ЕЭС». Историю своего создания САЦ ОАО «ФСК ЕЭС» ведет с 2010 г. Один из последних организованных САЦ филиалов – САЦ Сочинского ПМЭС, в состав которого также входит мобильный САЦ (МСАЦ). Одной из основных задач САЦ Сочинского ПМЭС является «мониторинг, выявление и прогнозирование рисков обеспечения надежного функционирования объектов электроснабжения Олимпиады природного и техногенного характера». Работа САЦ и МСАЦ Сочинского ПМЭС организована в круглосуточном режиме, отработана вертикаль оперативного управления и передачи информации «САЦ Сочинского ПМЭС – Служба оперативных дежурных МЭС Юга – САЦ ОАО «ФСК ЕЭС», обеспечивается постоянное информационное взаимодействие с органами исполнительной власти на всех уровнях управления. В период тестовых предолимпийских соревнований (февраль – март 2012 г.) САЦ Сочинского ПМЭС выполнял функции рабочего органа Штаба по электроснабжению олимпийских объектов. Автомобили МСАЦ выезжали по маршрутам Краснополянской группы подстанций, отрабатывая вопросы обеспечения деятельности членов Штаба и управления объектами ОАО «ФСК ЕЭС» в полевых условиях, мониторинга состояния и работоспособности объектов, собирая фото/видеоматериалы для передачи в технические службы Сочинского ПМЭС, в МЭС Юга и ФСК ЕЭС с использованием систем спутниковой связи и Комплексной системы управления безопасностью объектов (КАСУБ). 
По словам Павла Анатольевича Алексеева, члена правления, директора по техническому контроллингу ОАО «СО ЕЭС», Системный оператор впервые принял участие в конференции, посвященной ситуационным центрам. Хотя именно в этом обществе, по решению Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) в 2009 г. был создан первый в отрасли ситуационно-аналитический центр (САЦ). Специфика САЦ Системного оператора отличается от таковой в других организациях отрасли, поскольку его задача – не управление собственным хозяйством, а выявление возникновения аварийных и нештатных ситуаций в электроэнергетике и управление путем:
– мониторинга текущего функционирования электроэнергетического комплекса России; 
– анализа оперативной информации об авариях и нештатных ситуациях, существенных нарушениях электро- и теплоснабжения и внешних факторов, влияющих на надежность работы объектов электроэнергетики и всей ЕЭС в целом.
САЦ ОАО «СО ЕЭС» обеспечивает:
– своевременную подготовку ситуационно-аналитических материалов о функционировании ЕЭС России и аварийных ситуациях, своевременное информирование Минэнерго РФ для принятия решений по снижению вероятности возникновения аварий и ликвидации их последствий;
– сбор и анализ статистических данных об отключениях линий электропередачи класса напряжения 110 кВ и выше, генерирующего оборудования, приводящего к снижению мощности станции на 50 МВт и более;
– оперативный мониторинг наличия запасов топлива на ТЭС ЕЭС России;
– мониторинг проведения аварийных ремонтов генерирующего и электросетевого оборудования; 
– мониторинг возникновения аварийных ситуаций на объектах электроэнергетики, влияющих на надежную работу ЕЭС России.
Ключевым моментом здесь является правильное выстраивание информационных потоков, особенно в условиях аварийных и нештатных ситуаций в энергосистеме. На сегодня приняты регламенты информационного обмена по всей отраслевой вертикали и регламенты взаимодействия с другими организациями по предотвращению и разрешению аварий, нештатных и чрезвычайных ситуаций в энергосистеме. Докладчик отметил, что в отрасли следует создавать единую схему информационного взаимодействия при ликвидации аварийных и нештатных ситуаций в электроэнергетике. Центры сбора информации (ключевые СЦ) необходимо определить для каждого из четырех сегментов отрасли ТЭК, и эти центры должны передавать информацию в САЦ ТЭК. Предлагаемая модель предполагает наращивание уже существующей системы.
Тема мониторинга состояния объектов ТЭК была продолжена в докладе Игоря Владимировича Китченко, руководителя Центра мониторинга состояния защищенности и функционирования объектов ОАО «РусГидро». Этот Центр компания «РусГидро» создала в 2010 г. В настоящее время ведутся работы по созданию автоматизированной системы Центра мониторинга (АС ЦМ). Функциональные подсистемы АС ЦМ предназначены для сбора информации, ее аналитической обработки, ведения справочников и классификаторов, ГИС, визуализации на цифровой карте, оповещения. Применяется многоуровневый подход к сбору и обработке данных в АС ЦМ: текущие значения основных показателей производственных процессов обобщаются для представления руководству компании в форме, обеспечивающей поддержку принятия управленческих решений. К настоящему времени завершено создание функциональных, технологических и обеспечивающих подсистем АС ЦМ, подготовка цифровой карты АС ЦМ (ГИС). На 2012 г. запланированы проведение опытной эксплуатации системы, ее доработка по результатам опытной эксплуатации и введение в промышленную эксплуатацию первой очереди АС ЦМ. 
Доклад Олега Александровича Сухова, заместителя начальника Департамента оперативно-технологического управления – начальника Оперативно-ситуационного центра ОАО «Холдинг МРСК», был посвящен системе управления распределенными ресурсами для производства аварийно-восстановительных работ (СУРР АВР). Потребность в ее создании возникла вследствие случавшихся в последние годы крупных аварий и технологических нарушений, обусловленных погодными явлениями (ледяной дождь и пр.). Была осознана необходимость автоматизации процесса оперативного информационного обмена об авариях, ТН и ЧС, а также координации действий и ресурсов ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» и их филиалов в процессе выполнения аварийно-восстановительных работ. В ноябре 2011 г. был введен в опытно-промышленную эксплуатацию пусковой комплекс СУРР АВР. В настоящее время система охватывает 659 мобильных ремонтных бригад, более 25 тыс. высоковольтных линий (35 кВ и выше), свыше 18 тыс. подстанций, около 1400 складов запасного оборудования и материалов. На 2012 г. запланирована реализация модулей «События» (обмен оперативной информацией, визуализация информации с географической привязкой к месту события); «Мобильные бригады» (привязка автомобилей мобильных бригад к географическим координатам в режиме реального времени, определение оптимальных маршрутов передвижения); «Аварийный запас» (автоматизация выбора и логистики требуемого оборудования, автоматизация складского документооборота).
Что касается технологий и профессиональной экспертизы в области построения СЦ, то аудитории были представлены решения компаний Polymedia и «А-секьюрити».
Игорь Александрович Ишеев, технический директор компании Polymedia, представил комплексные проекты СЦ, выполненные компанией в Сахалинской области, Ненецком АО и др., а также проекты по реализации комплекса диспетчерских залов РДУ «Башкирэнерго» и центров подготовки производственного персонала ФСК ЕЭС. 
Олег Владимирович Рагозин, директор департамента разработки приложений ЗАО «А-секьюрити», говорил о создании СЦ обеспечения безопасности объектов энергетики. По его словам, сегодня в разных отраслях экономики и системах антитеррористической защиты и безопасности широко применяется концепция C4ISR, разработанная Министерством обороны США. Она предполагает ситуационную осведомленность, т. е. непрерывное извлечение информации об окружающей среде, интеграцию этой информации с базами знаний для формирования реалистичной картины и использования последней в целях прогнозирования дальнейшего развития ситуации и предвидения возможных последствий принятия решений. В докладе были рассмотрены примеры архитектур решений для СЦ, направленных на формирование ситуационной осведомленности.
Владимир Николаевич Вьюков, научный сотрудник «НИИгазэкономика», поделился результатами использования математических методов для оценки уровня промышленной безопасности. В настоящее время для описания внештатной ситуации на объектах Единой системы газоснабжения России используются около 100 параметров, как численных, так и категориальных. Актуальной задачей является снижение размерности описания. В качестве примера была рассмотрена задача выделения значимых факторов, влияющих на потери газа в результате аварий и инцидентов, с использованием факторного анализа статистических данных. 


СЦ на транспорте


В ходе работы этой секции затрагивался круг вопросов, выходящих за строгие рамки отраслевых, такие как работа в условиях чрезвычайных ситуаций (не случайно сопредседателем секции выступал Владимир Курочкин, заместитель начальника НЦУКС МЧС РФ) и развитие СЦ губернатора. 
Открыл сессию Виктор Иванович Харций, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Ространснадзора, рассказавший об автоматизированных центрах контроля и надзора на транспорте (АЦКНТ). В июле 2010 г. распоряжением Правительства РФ была утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, которая, в частности, предусматривает создание (включая проектирование) сети автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте на базе существующих дежурно-диспетчерских служб Ространснадзора – одного главного и восьми территориальных во всех федеральных округах. Типовая структура АЦКНТ включает дежурно-диспетчерскую службу, центры мониторинга и анализа, принятия решений, обработки данных и пресс-центр. 
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС) несущая круглосуточное дежурство в АЦКНТ, наделена функциями центра управления при возникновении кризисных ситуаций, обеспечивает постоянный мониторинг транспортной безопасности, своевременное принятие незамедлительных мер в случае чрезвычайных ситуаций при возникновении происшествий в транспортном комплексе. Через него также осуществляется взаимодействие с координационными центрами поиска и спасания на воздушном и морском транспорте, центрами управления на железнодорожном транспорте, федеральными органами исполнительной власти – ФСБ, МВД, МЧС России, а также участвует в организационно-информационном обеспечении деятельности оперативного штаба Ространснадзора.
 В 2011 г. был создан главный АЦКНТ в Москве и два территориальных – в г. Люберцы и г. Ростове-на-Дону). На 2012 г. запланировано создание территориальных АЦКНТ в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, на 2013 г. – в Северо-Западном, Сибирском и Северо-Кавказском. 
Не была обойдена вниманием актуальная тема визуализации информации в СЦ. Виктор Валерьевич Деменко, руководитель Отдела программных решений компании Polymedia, рассказал об опыте компании по созданию ситуационных центров для транспортных организаций. В частности, аудитории были представлены решения, основанные на интеграции информационных систем, систем видеоаналитики и биометрии, систем контроля и управления доступа, интегрированной системы управления Crestron и программно-аппаратного средства управления визуализацией ВИРД. В числе представленных проектов: автоматизированные центры Ространснадзора (Москва, Люберцы, Ростов), ЦСН по обеспечению дорожного движения МВД РФ, Центр управления воздушного движения АК «Волга-Днепр» (Ульяновск) и др.
О технологическом развитии Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» сообщил Дмитрий Александрович Кирпичев, начальник СЦ ОАО «РЖД». В частности, было рассказано о проекте ИКСАР СЦ (Интеграционный комплекс систем автоматизации работы СЦ). Автоматизация касается процессов работы оперативной смены и аналитического отдела, направленных на мониторинг и оценку состояния безопасности движения, предупреждение транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, ликвидацию их последствий. Мониторинг состояния безопасности движения ведется на основе данных отраслевых автоматизированных систем; обработка данных мониторинга позволяет дать оценку уровня состояния безопасности движения в подразделениях РЖД; по результатам факторного анализа составляется карта факторов риска и формируется перечень мер по снижению рисков. Для целей ликвидации последствий транспортных происшествий предусмотрен функционал оповещения причастных лиц, сбора данных об обстоятельствах происшествия, контроля действий по ликвидации последствий. Разработчиком комплекса выступает ОАО «НИИАС». В 2010–2011 гг. была разработана первая очередь ПО (ввод в промышленную эксплуатацию – 2012 г.) и построено помещение СЦ. Разработка второй очереди ПО запланирована на 2012–2013 гг., ввод в эксплуатацию – на 2013 г. 
Стоит сказать, что работа СЦ ОАО «РЖД» весьма высоко оценивается людьми, которые с этой работой знакомы. Еще на предыдущей конференции профессор Николай Ильин выделил СЦ ОАО «РЖД» как ситуационный центр, который изначально создавался правильно. На нынешней конференции профессионализм и оперативность команды СЦ ОАО «РЖД» отметил Владимир Курочкин как представитель НЦУКС МЧС, с которым СЦ ОАО «РЖД» тесно взаимодействует. 
Виктор Андреевич Севостьянов, начальник отдела информационных систем Министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области, поделился практическим опытом формирования инфраструктуры для СЦ губернатора Рязанской области. Одной из тем доклада было создание автоматизированной системы управления пассажирским транспортом Рязани на базе технологии ГЛОНАСС. В 2009 г. в городе была создана Центральная диспетчерская служба (ЦДС) на базе муниципального предприятия «Рязанская автоколонна 1310». Следующим шагом стало решение о создании РНИС ТК (Региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса) на территории Рязанской области. Сегодня на уровне города осуществляется диспетчеризация 704 единиц транспортных средств, в том числе муниципального и коммерческого пассажирского транспорта, уборочной техники, спецсредств Водоканала Рязани, машин скорой медицинской помощи. Кроме того, на основе ГЛОНАСС созданы информационные сервисы для населения. На уровне Рязанской области развернуты 3 АРМ для СЦ губернатора; модернизируется НИЦ Министерства транспорта Рязанской области; создана диспетчерская в администрации Рязанского района Рязанской области; реализованы пилотные проекты по управлению школьными автобусами и автомобилями ГУ МЧС по Рязанской области.
Игорь Николаевич Хохлов, директор по информационным технологиям Международного аэропорта Шереметьево, говорил о путях совершенствования бизнес-процессов с помощью Центра управления аэропортом. Деловая среда аэропорта очень сложная, характеризуется наличием множества бизнес-процессов (обслуживание рейсов и пассажиров, управление инфраструктурой, обеспечение безопасности и т. д.), которые должны выполняться одновременно, непрерывно и во взаимосвязи между собой, а также множеством участников процесса с разными целями, оргструктурами и пр. Кроме того, эта среда нестабильная – воздействие на нее оказывают погодные условия, технические неисправности, человеческий фактор. В этих условиях Центр управления аэропортом выступает как объединяющее системное решение по организации, информатизации и координации работы позразделений аэропорта, авиакомпаний, обслуживающих компаний и государственных органов. Комплекс информационных систем аэропорта «Шереметьево» включает центральную базу данных «Синхрон», на которую опираются системы управления: производственными процессами (ZEUS), ресурсами / заданиями при обслуживании рейсов (Groundstar), автотранспортом (Ground Fleet Management), а также системы безопасности (видеонаблюдения, контроля доступа и пр.). Управление трансферными перевозками осуществляется на основе совместной работы Центра управления аэропортом и Центра управления транспортным узлом базовой авиакомпании Аэрофлот (Hub Сontrol Center). Благодаря такому комплексному взаимодействию реализуется эффективное управление транспортными потоками сети маршрутов от аэропортов вылета до аэропортов назначения


***


Обмен опытом, разные точки зрения специалистов по проблемам, актуальным для развития системы СЦ, служат питательной средой для поиска оптимальных решений. Участники конференции подчеркивали, что конференция стала не только площадкой для обмена опытом, но и поводом подвести итог проделанной работе за прошедший с момента проведения предыдущей конференции период. Прогресс в развитии ситуационных центров очевиден, недостатка в продуктах для СЦ сегодня нет. Хороший инструментарий (технологическое оснащение, сценарии и пр.) подготовлен для СЦ, создаваемых в интересах органов государственной власти. Особенно востребованы технологии интеллектуальной обработки информации. Эффективность имеющихся ситуационных центров многократно повысится, если будут широко применяться технологии портальных решений, а в рамках системы распределенных СЦ сформировано единое информационно-коммуникационное пространство. Большие надежды связаны с созданием центра управления и координации распределенной системы СЦ. 


Распределенная сеть СЦ: концепция и перспектива


Работа конференции завершилась «круглым столом», на котором обсуждались концептуальные вопросы создания распределенной сети ситуационных центров в системе государственного управления. Ведущий мероприятия, профессор Николай Иванович Ильин, предложил участникам в режиме «мозгового штурма» высказываться о том, что должен представлять собой современный ситуационный центр, как интегрировать СЦ в систему и как оценивать их эффективность. В обсуждении приняли участие представители министерств и ведомств, органов власти, компаний – производителей и интеграторов решений для СЦ, научного сообщества.
Технологии визуализации являются непременным атрибутом ситуационного центра. Однако системы отображения и видеосвязи еще не делают СЦ тем, чем он должен быть, – структурой, которая помогает первым лицам принимать обоснованные управленческие решения. Ситуационным центрам необходимы экспертно-аналитические системы – с этим тезисом не спорил никто из выступавших. Иное дело – вопросы организации и использования таких систем. Сотрудники СЦ уровня субъектов Федерации в работе с информацией нередко ограничиваются обычными офисными приложениями, поскольку более сложными инструментами пользоваться не умеют. С точки зрения некоторых выступавших, недостатком существующих аналитических систем является, при развитых алгоритмах математической обработки, отсутствие средств интерпретации результатов анализа, «подсказок» для эксперта: о чем говорят полученные результаты, какие выводы можно из них сделать? 
Отсюда идея, что ситуационным центрам нужны простые в использовании и легко настраиваемые системы, возможно стандартные. Одновременно ставился вопрос о необходимости обучения экспертов работе с современным аналитическим инструментарием. Однако есть и такое мнение, что эксперты-аналитики в составе СЦ вообще не требуются, нужны лишь грамотные технологи, которые умеют своевременно выводить на экраны необходимую информации. А аналитические данные могут поставлять эксперты министерств и ведомств, с которыми взаимодействует СЦ. 
Важный аспект – значимость и актуальность информации, поступающей в информационно-аналитическую или справочную систему. Соответственно, тем людям, которые работают с информацией, должен быть известен каждый первоисточник с его полномочиями, обязанностями, ответственными лицами, и все комплекты, размещаемые в информационном хранилище, должны сопровождаться такими данными. Должна быть возможность ранжировать источники информации. 
Полезным источником информации «с мест» могут быть конкретные люди. Обеспечение для них технической возможности передавать в СЦ фото с координатной привязкой могло бы стать существенным подспорьем в актуализации геоинформационных сервисов. 
Среди технологических тенденций, которые стоит учитывать при создании СЦ, назывались такие как появление новых интерфейсов взаимодействия человека с системой – мобильных, с использованием распознавания речи и пр., развитие контекстных сервисов. Последние позволяют, в частности, обеспечить «виртуальное погружение» руководителя в ситуацию. Для реализации технологических решений можно брать уже имеющиеся на рынке и зарекомендовавшие себя продукты, при необходимости дорабатывая их под специфику конкретного СЦ.
В ходе обсуждения было отмечено, что наряду с инженерно-технологическими аспектами организации работы СЦ следует больше внимания уделять «человеческому фактору». В частности, вопросам отбора и дозирования выводимой информации с учетом психологии восприятия, режима труда и отдыха для поддержания высокой работоспособности участников длительных дежурств/совещаний, методикам проведения распределенных совещаний с большим количеством участников.
Что касается налаживания взаимодействия различных СЦ, то одна из проблем коренится в том, что в свое время многие организации и ведомства разворачивали свои СЦ (или собственные сети СЦ) самостоятельно и независимо. Между тем государству нужна единая структура СЦ, и ее целесообразно строить по принципу доменной иерархии. Это позволит создавать все сети СЦ по единым прозрачным правилам, централизованно контролировать все процессы, происходящие в этих сетях, а также обеспечивать обновление программных модулей в «горячем» режиме. Кроме того, в концепции создания единой сети СЦ следовало бы отразить место ситуационных центров разного назначения в системе государственного управления. Сегодня, например, СЦ МЧС работают с оперативной информацией, а сит-центры губернаторов – с уже выверенной статистикой. Существуют профильные задачи, которые целесообразно решать в рамках СЦ специализированных организаций/подразделений. Поэтому необходима классификация ситуационных центров, с определением задач для каждого из них, а также показателей и данных, которые они должны поставлять вышестоящим СЦ. В информационном обмене слабым звеном (с точки зрения оперативности и безопасности) является наличие «зазоров» (промежуточных звеньев в виде электронной почты и т. п.) между базами данных. 
В очередной раз была подчеркнута необходимость согласования с ФСО (как с организацией, ответственной за единую сеть СЦ) технических заданий при создании ситуационных центров. Согласовываться будут прежде всего вопросы стандартизации ИТ-систем, информационной безопасности, регламенты информационного взаимодействия СЦ. В связи с этим участники обсуждения говорили о целесообразности наличия типового технического задания, которым можно было бы воспользоваться при разработке конкретного. На сегодня ФСО разработаны и разосланы по регионам методические указания по созданию СЦ губернаторов, и проектные решения таких сит-центров с ведомством согласовываются. Однако федеральные органы исполнительной власти продолжают создавать СЦ самостоятельно. 
Весьма непростой вопрос – оценка эффективности/отдачи работы СЦ. Единой системы соответствующих показателей нет, в ряде ведомств системы показателей создаются «в боевом режиме», непосредственно в процессе решения текущих задач. В качестве показателей эффективности предлагались такие, как частота посещений СЦ первым лицом или экономическая оценка методом альтернативных издержек (какими затратами могло бы обернуться отсутствие той или иной системы). Но единого мнения по данному вопросу пока нет. Как показывает практика, многое зависит от того же «человеческого фактора», в частности привычек первых лиц. Опыт МЧС говорит о том, что привлечение местных администраций к регулярным совещаниям на базе сети СЦ повышает их деловую активность, но происходит это далеко не сразу. 


***


Подводя итог обсуждению, Николай Иванович Ильин отметил, что профессиональным сообществом вполне осознана необходимость интеграции СЦ в единую систему. Возможность обмена информацией, технологиями, алгоритмами позволит ситуационным центрам выйти на новый уровень и получить синергетический эффект от взаимодействия СЦ. Объединение СЦ в единую сеть важно для повышения не только качества принятия решений конкретными руководителями, но и эффективности повседневной работы по совершенствованию экономики, социальной сферы, национальной безопасности и пр.